Рассказывают основатели студии архитектуры и интерьера Nota Bene Татьяна Антипова и Максим Максименко.
― Правильный выбор дизайнера ― это, по большому счету, залог успеха всего вашего ремонта или строительства.
И сегодня это большая проблема. Мы не просто так с Максимом всегда проводим первую встречу совместно. Мы понимаем, что для клиента большой труд ― пройти через десятки встреч и сделать выбор. Но делать это (встречаться, задавать вопросы и выбирать) надо обязательно, и мы стараемся ему в этом помочь.
Например, стараемся дать как можно больше информации о составе дизайн проектирования. Потому что не посвященному человеку трудно понять, справится тот или иной специалист с теми задачами, которые он перед ним ставит, или нет. Тот ли это профессионал, поймет ли он его, сделает ли он в таком виде, в каком заказчик ожидает? Поэтому первая встреча в Nota Bene ― это всегда подробный разговор на 1,5-2 часа, в течение которых мы отвечаем на вопросы, слушаем и рассказываем, из чего состоит дизайн-проект ― весь длинный путь.
В том числе, говорим о том, какие могут быть сложности, на что обратить внимание, с какими проблемами часто клиенты сталкиваются и т.д. Наша статистика на сегодня такова: каждый 4-й клиент приходит с очень негативным опытом работы с дизайнерами.
И неспроста это так. В стране дизайн-проектирование ничем не регламентируется, нет порога для входа в профессию. И один дизайнер в своей работе затрагивает лишь часть (создает концепцию, рисует красивую картинку, не понимая, как ее реализовать), другой делает чуть больше.
― И если говорить о выборе, я бы выделил несколько основных моментов.
Первое, надо четко понимать, что стоит за вашей задачей и какие компетенции должны ее решать.
Если вы знаете, что вам нужен не просто красивый стиль и образ, а нужна техническая часть, готовьтесь к тому, что для этого дизайнер должен работать не один, а в связке с архитектором, как минимум. И если дизайнер рисует красивый потолок, он должен понимать, где будут сети и коммуникации. Если это вентиляция ― должен поработать инженер по вентиляции. Если в доме должно быть грамотно раскинуто отопление, значит, должен быть задействован инженер по отоплению.
→ Соответственно, не ленитесь ходить на встречи. Да, это большой труд, но это надо делать. Познакомиться с дизайнером. Убедиться в том, что за ним стоит команда, и, желательно, с ней лично познакомиться.
Дизайн это чаще всего еще и перепланировка. Потому что, к сожалению, в существующих объектах архитекторы не продумывают эргономику так, как этого требует современное жилье. И дизайнер делает перепланировку, чтобы максимально поднять КПД каждого квадратного метра, чтобы не было мертвых зон.
Но зачастую дизайнер не обладает компетенциями по части согласования, переустройства, перепланировки. А, соответственно, заказчик попадает в ловушку ― на этапе согласования может возникнуть вопрос.
Поэтому убедитесь, что есть компетенции архитектора, который владеет нормами ТКП. И не предложит ничего, что им противоречит.
→ Еще раз: чтобы закрыть все компетенции, дизайнер должен работать в команде. И если это штатные сотрудники, люди, которые годами работают вместе, высока вероятность того, что все будет хорошо. Будет ритмичная работа, хороший отзыв на ваши пожелания, сроки будут соблюдены и результат будет продуктивный.
Если мы говорим об архитектуре, тут поле еще шире. Дом ― это всегда команда: главный архитектор проекта, главный инженер проекта (который должен объединить всех инженеров-смежников), обязательно конструктор. И, желательно, чтобы это был штатный специалист. Если конструктор на аутсосре это 100% проблема. Любой аутсорс значит, что я сделал свою часть, получил деньги и забыл. А строительство дома ― это путь от эскиза до последних нюансов на стройке. И вся команда участвует в этом.
Дом ― это не просто образ. Сегодня мы видим очень много образов в интернете, классных образов. Но зачастую за ними ничего кроме красоты, концептуального видения архитектора не стоит. Как только этот эскизный проект перейдет в стадию строительного проектирования, 90% этих картинок глобально меняются.
И задача заказчика ― разобраться: перед ним действительно специалист, за которым четкое видение и организация, или нет. Сегодня много студий с модной приставкой “architects” ― знакомьтесь, приходите и спрашивайте.
Очень часто заказчики обращаются за эскизным проектом, видя в портфолио модные картинки. Эту стадию делают без конструктора, потому что эскиз не предусматривает конструктивные решения. И как только он уходит в строительную разработку, оказывается, что эскиз по факту не так красив, как планировалось.
→ Поэтому всегда смотрите реальные объекты. Всегда.
Можно выехать на строящийся объект и посмотреть разные стадии, качество работы. Попросите контакты клиентов, с которыми была работа. Лучше всего, работа именно того вида, который вы будете заказывать. Если компания давно работает, всегда будут заказчики, которые дадут рекомендацию. И клиент всегда скажет, какие были нюансы, отметит плюсы и минусы.
Более того, тем, кто обращается за проектом или интерьером дома, мы бы посоветовали обратить внимание на то, чтобы архитектор или дизайнер, который будет над ним работать, сам жил в доме.
→ Жизнь в доме ― это совершенно иная философия, другие сценарии и логистика. И только тот, кто в нем пожил, сможет все это предусмотреть.
Очень важно, чтобы проектировщик говорил на одном языке со своим клиентом. Ведь в доме масса нюансов. Это, например, логистика, связанная с обслуживанием дома: кто приходит, как заходят помощники, где они хранят инвентарь и т.д. Очень много моментов. И надо тщательно продумать, как все по факту будет работать.
Человек, который сам пожил в доме, запроектировал уже несколько домов для заказчиков, и получил от них обратную связь, все предусмотрит с высокой долей вероятности. Более того, будет рекомендовать, на что обращать внимание, учтет сценарии вашей жизни. Потому что людям, которые пока не жили в доме, надо рассказывать про этот опыт.
→ А еще обязательно заключайте договор. О том, как правильно это сделать, читайте тут.